"Мне стало плохо в метро!" - с таким признанием к московским медикам обращаются регулярно. И чаще всего летом. Больные жалуются на головокружение, одышку и приступы гипертонии. По заказу "Известий" специалисты компании "Экостандарт" решили выяснить, какие еще сюрпризы ждут пассажиров столичной подземки, и провели микробиологическое исследование нескольких станций метрополитена. Для исследований были выбраны пять станций на разных ветках: "ВДНХ" (Калужско-Рижская линия), "Пушкинская" (Таганско-Краснопресненская линия), "Деловой центр" (Филевская линия), "Киевская"-кольцевая и "Павелецкая"-кольцевая. Биологи взяли смывы на микробы со стен залов, поручней эскалаторов и вагонов электропоездов.
- Мы ожидали худших результатов, - говорит специалист "Экостандарта" Александр Михеев. - Общемикробное число (концентрация различных микробов в определенном объеме) нигде не превышает предельно допустимые значения, хотя и является довольно большим. Санитарные правила эксплуатации метрополитенов не нарушены. Для людей с крепким иммунитетом пользование общественным подземным транспортом вполне безопасно.
Биологи выяснили подвидовый состав микроорганизмов на исследуемых объектах. На всех станциях найдена сенная палочка (Bacillus subtilis) - бактерия, безобидная для здоровья человека, но разлагающая органические вещества и вызывающая порчу продуктов. В смывах "Пушкинской" и "Павелецкой"-кольцевой найдена бактерия Sarcina lutea. На "Киевской"-кольцевой - Sarcina alba. Как утверждают биологи, у людей с ослабленным иммунитетом они могут вызвать кожные раздражения, зуд и прыщи.
На станциях "ВДНХ" и "Деловой центр" обитают условно патогенные бактерии Proteus Vulgaris. Эти микроорганизмы принадлежат к нормальной кишечной флоре. Однако при жаркой погоде они могут послужить причиной пищевых токсикоинфекций и гнойных высыпаний на коже. Что успокаивает, концентрация этой "заразы" - весьма незначительна. Особо опасные микробы, стафилококки и стрептококки, в метро и вовсе не найдены.
Кроме микробов, на "Киевской" и "Пушкинской" выявлено место обитания плесневых грибков Aspergillus - возбудителей аллергии. Споры грибков могут вызвать затруднение дыхания, вплоть до развития приступов астмы.
Заведующая научно-консультативным клинико-диагностическим отделением ЦНИИ эпидемиологии МЗ РФ Татьяна Лисукова считает, что в метро весьма велик шанс подхватить дизентерию, брюшной тиф, пищевые токсикоинфеекции, гепатит А, педикулез, ОРЗ, грипп, менингококковые и аденовирусные инфекции, а также туберкулез. Однако, к примеру, чесотка хоть и передается от человека человеку, но для заражения необходимо длительное и тесное соприкосновение. Даже при рукопожатии чесоточные клещи не успевают переползти с руки на руку.
Дышать неглубоко и держаться ближе к окнам...
Врачи-инфекционисты советуют во время поездок придерживаться нескольких нехитрых правил:
1. В вагоне лучше стоять или сидеть у открытого окна - концентрация микробов в непроветриваемом участке в десятки раз выше. Лучше вставать к стене или у двери.
2. Не есть и не пить в метро, всегда иметь при себе влажные салфетки.
3. Не садиться рядом с бездомными и не занимать освободившиеся после них сиденья. Вши с бомжей легко переходят на окружающих и могут служить причиной заражения педикулезом и сыпным тифом.
4. Не дышать глубоко. Следует помнить, что для заражения гриппом достаточно постоять в радиусе 6 метров от источника инфекции.
5. Избегать перегрева. Зимой необходимо снимать шапку и расстегивать верхнюю одежду, чтобы не вспотеть. При этом желательно оставаться в перчатках.
В подземке брызжут фонтаны ультрафиолета
Недавно столичный метрополитен начал тестировать новое устройство для охлаждения воздуха на 3-4 градуса, что неизбежно снизит активность болезнетворных организмов. Оно установлено на пересадочном узле "Пушкинская - Чеховская - Тверская". На этом участке стало заметно прохладнее. В ближайшее время аналогичные установки появятся на перегонах между станциями Калужско-Рижской линии.
Попутно в стареньких "полосатиках" ведется установка приборов принудительной вентиляции. При этом начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев в разговоре с "Известиями" отметил, что все новые вагоны уже на заводе оборудуются принудительными системами вентиляции. Впрочем, отмечает доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ Татьяна Дубровская, вентиляционные выходы расположены на высоте 2 метров от поверхности земли в оживленных районах города, поэтому под землю поступает грязный уличный воздух.
Уже несколько лет на крупных пересадочных узлах устанавливают системы очистки воздуха, основанные на ультрафиолетовом излучении. Принцип их работы напоминает кондиционер: вентилятор нагнетает воздух в светонепроницаемый ящик с ультрафиолетовой лампочкой внутри, где он и обеззараживается. Схожими портативными приборами в депо обеззараживают вагоны. На дезинфекцию состава уходит от 4 до 5 часов. Существуют и совсем маленькие устройства. На некоторых станциях (на "Китай-Городе" и "Баррикадной") они очищают ультрафиолетом поручни эскалаторов.
По сути ноу-хау работают в экспериментальном режиме. Но даже их повсеместное внедрение вряд ли очистит подземку от болезнетворных микроорганизмов: метро перегружено "переносчиками". Рассчитанное на перевозку 6,5 миллиона человек в сутки, оно обслуживает почти 9.