Вчера в 9 часов вечера, в дверь моей квартиры позвонила соседка Алёна Николаевна – полная, краснолицая 45-летняя женщина.
- Михаил Борисович, я вас не отвлекла? – спросила она меня. – Не могли бы вы посидеть с моим, я за доктором ухожу, а то я уйду, а он, не дай бог, опять в окно или воду откроет… - С Артемом? А что такое? – сказал я, теперь заметив ее заплаканное лицо и растрепанные волосы.
- Да опять, опять напился.
- Хорошо, я посижу.
Несчастье этой женщины знакомо всем, у кого есть пьющий родственник в семье. Ее муж Артем – бывший инженер с завода «Москвич» еще в конце девяностых начал вдруг пить. И как-то быстро из интеллигентного человека, которого я помню в пушистом свитере, ремонтировавшего всем желающим машины и т.д., он превратился вдруг в алкоголика - всегда пьяного, с красным носом, отекшим лицом, расквашенными запекшимися губами и выбитыми в какой-то, видимо, драке зубами.. А сегодня с ним происходит что-то невозможное – уже опустился до самой крайности, домой иногда приходит только ночевать, а весь день ходит по городу, собирает бутылки (жена ему уже давно денег не дает, а сам не работает), и на эти деньги покупает какую-то отраву…
Пока я сидел с Артемом, который в самом деле пытался открыть окно, потом залез на стол и что-то искал за сервантом, а после – свалился на диван и стал рыться в подушках, пришла Алена Николаевна с доктором – высоким молодым человеком лет тридцати, уже почти полностью облысевшим. Он сделал Артему какой-то укол, от которого тот сразу уснул, а после поставил капельницу. На кухне за чашкой чаю мы разговорились и беседа наша, кажется интересная получилась, так что передам ее здесь.
- Печальная картина… - сказал я, докладывая вторую ложку сахару. – Вы, наверное, такое часто видите?
- Да, приходится. Еще хуже бывает.
- Хуже?
- Ну да, тут еще исключение. Обычно все из дома несут, жен бьют смертным боем.
- Да, это известно. А с чего обычно начинается алкоголизм?
- Вы знаете, тут такая ситуация сложная, - сказал он с энтузиазмом, видимо, довольный тем, что нашелся слушатель. – Вот на бутылках с пивом и водкой пишут, «может быть опасно для вашего здоровья», а ведь надо писать не для здоровья, а для жизни… Алкоголь – это хуже наркотиков. Вокруг наркотиков уже сложилось определенное представление, само их понятие табуируется и ходят они в определенных социальных средах. А алкоголь – такой же страшный наркотик, но в отличии от героина его в каждом магазине можно купить.
- Ну тут вы преувеличили, - сказал я. – Как же опасно, если все пьют на праздники и т.д. А наркотик сразу вызывает привыкание и потом не отвяжешься.
- Это распространенный миф, что люди долго привыкают к алкоголю, спиваются и опускаются. На самом деле чаще всего на моем опыте человек спивается за неделю-две. И иногда за эти же две недели опускается на самое дно общества.
- Неужели?
- Да. Вообще, психология пьянства штука очень интересная и, я думаю, не достаточно изученная. Во всяком случае тот примитивный взгляд, знаете, который все разделяют на алкоголизм и алкоголиков – он как-то не совсем верен. Я вот работаю наркологом восемь лет и такого насмотрелся... Обычно, конечно, социальные условия и среда. Но бывают случаи просто удивительные и необъяснимые. Вот, например, года три назад была история - работает в 112-й школе учительница. Все у нее хорошо, родила ребенка, дочку. Муж души не чает, она мужа любит. Получили двухкомнатную квартиру по какой-то программе.
На работе тоже хорошо, в 28 лет уже завуч… Спиртное, кстати, исключая вино и шампанское в рот не брала. Но вот у ее сестры день рождения, кто-то в качестве шутки плеснул ей в бокал с вином водки. Она выпила рюмку, другую… И понеслось. На другой день пила, на третий… В итоге совершенно опустилась и через год ее нельзя было узнать – с работы уволили, устроилась в какой-то детский садик – так и оттуда выгнали. Лечили ее как-то принудительно, но все без толку. Муж ее бросил, квартиру разменяли, а она свою долю пропила. Переехала к матери-старушке в Чертаново. Там тоже пила, водила уже каких-то мужиков…
- Неужели такое бывает?
- Вот представьте себе. Бывают случаи и еще более странные и страшные…
Он рассказал мне еще несколько историй – в том числе об 11-летнем мальчике, который решил попробовать водки, залез в сервант, где у родителей была приготовлена водка к Новому году, выпил, ему понравилось… И когда ребенка привели к доктору, он был уже по всем симптомам и поведению законченным алкоголиком. Также рассказал о священнике, который приехал из Тулы на похороны сестры, с которой не общался до того 10 лет, на похоронах выпил, и с того момента стал много пить, пропил все деньги, которые были с ним, серебряный крест и т.д., а потом чуть ли не пошел бомжевать…
Я вспомнил и историю, которую наблюдал лично (правда, считал, что подобное – какое-то редкое исключение). Когда я служил в армии, у нас был прапорщик Заболоцкий – пухленький энергичный крепыш, очень аккуратный и подтянутый, служил он в роте связи. Его отец, кстати, служил в этой же части и был заместителем командира (правда, года за три до событий он умер). И вот неизвестно с какого случая Заболоцкий вдруг начал пить, да так, что и дня его не видели без бутылки. Его зовут на склад разбирать блоки, которым он заведовал, а он спит в подсобке. Отправили на какую-то проверку, он явился пьяный… Начал занимать в долг, а когда перестали давать - со склада стащил лопаты и т.д. и продал. Вообще, больно было смотреть на этого прежде здорового и веселого человека, который за несколько недель опустился до звероподобного состояния. Было даже то, что он ходил к солдатам, выпрашивал какие-то копейки, со слезами, хватая за руки…
Дошло до командира. Он вызвал прапорщика на ковер, посовестил его. Тот расплакался, кинулся в ноги и пообещал, что больше не будет. Но недели не вытерпел и снова пришел пьяный… С этого момента стало ясно, что его песня спета. Уже начал он и воровать все, что ни попадалось, снова был пойман, снова винился и клялся, что не будет. Но ему уже не верили и вскоре уволили. После его видели – он приходил на склад просить картошку, уже совсем опустившийся, в грязной рубахе с засаленными рукавами, со спутанными нестриженными волосами, небритый…
Страшная все-таки проблема – алкоголизм. И действительно все не так просто с ней. Например, у нас в стране алкогольной зависимостью страдают около 10 миллионов человек (8 млн. мужчин и 2 млн. женщин), притом на диспансерном наблюдении находится 2 миллиона. От алкоголя погибает 900 тысяч человек в год, в том числе это дети и подростки... Алкоголизм - серьезная беда, которая угрожает каждому, и отнюдь не только людям с нестабильной психикой или с материальными проблемами.
Но об этом нас никто не предупреждает... В стране не существует практически никаких ограничений и программ, направленных на борьбу с пропагандой алкоголя. Притом с курением, от которого гибнет около 100 тысяч человек в год, борятся довольно активно. В метро, говорят, есть плакаты, на улицах города… О вреде алкоголя не говорят и не пишут почти нигде. А производство алкоголя у нас увеличивается с каждым годом на 20-50 процентов, уже сегодня официально выпускается в нашей стране в три раза больше спиртного, чем в СССР…