Издавна существовало представление, что если природа создала яд, то она имеет к нему и противоядие, нужно только суметь его найти. Растительные противоядия. Среди дошедших до нас ранних источников имеются отрывки двух написанных в стихах произведений греческого поэта и врача Никандра из Колофона, который рекомендует теплую воду, мальву или настой из льняного семени, чтобы вызвать рвоту и избежать всасывания яда. Некоторым помогало.
Тезис Клавдия Галена гласит: «чтобы лечить отравления, необходимо пользовать противоположное противоположным». Этой же точки зрения придерживался знаменитый Авиценна. Проблема только в том, что, чтобы найти противоположное, нужно знать, чем отравили.
Сложные противоядия получили общее название «териак». Римляне таким рецептам доверяли; мать Нерона Агриппина, боясь быть отравленной по приказанию сына, после каждой еды принимала противоядие. Особым уважением до XVII в. пользовался териак из 50 различных ингредиентов.
Талисманы. Это были драгоценные камни, якобы менявшие цвет и предупреждавшие о беде. Делались также кубки из специального состава, который запотевал, если в вине был яд.
Гимны. Прием лекарства, часто сопровождался магическим заклинанием или пением священного гимна, который усиливал пользу от противоядия и уменьшал вред от яда. (В одном из Платоновских диалогов упоминается, что Сократ считал необходимым прием лекарства от головной боли сопровождать священной песней).
Наиболее прославленным противоядием был камень под названием «безоар» (от арабского слова «безодар» - ветер, т.е. вещество, рассеивающее силу яда). Этот блестящий с зеленовато-черным отливом камень извлекался из желудка жвачных животных. Ценился такой камень на вес золота, а иногда и дороже золота, равного с ним по весу. Безоаровый камень был у английской королевы Елизаветы I (1533...1603). В начале XIX в. персидский шах прислал безоаровый камень Наполеону, но император сказал, что это пустое суеверие и велел бросить камень в огонь.
Отцы иезуиты из Гоа изготовляли «камень Гоа», в середине которого было маленькое яблочко, покрытое смесью растертых в порошок смолы, коралла, жемчуга, сапфира, других драгоценных камней, золота и амбры. С камня стирали немного порошка и принимали внутрь как лучшее лекарство при отравлении или заболевании.
Чудовищная волна отравлений в средневековой Европе породила институт пробователей пищи. Этот обычай существовал на Востоке почти до наших дней.
В средние века появились еще так называемые «креденцы» (от латинского «credere» - «доверять»). Еду и питье покрывали крышкой, внутри которой якобы находился рог сказочного животного «единорога». В присутствие ядов рог якобы потел. В качестве рога единорога использовались зубы нарвала.
В начале XIX столетия химия уже крепко встала на ноги, и появились первые противоядия, не потерявшие своего значения и поныне. Самой простой была реакция, дающая с ядовитым соединением форму, которая не может раствориться. Это уменьшает всасывание яда в кровь. При реакции соединений ртути (сулемы) с сероводородом образуется нерастворимый и нетоксичный сульфид. При отравлении некоторыми алкалоидами применяют раствор марганцовокислого калия. А то можно выпить просто активированного угля. Правда, такое противоядие подействует, только если вы выпьете его сразу после отравления, пока яд еще не успел всосаться в кровь.