Вкусная еда - это самое сильное физиологическое удовольствие, ибо оно «обслуживает» основной инстинкт - инстинкт голода. А он очень часто может быть так силён, что забивает, по сути, инстинкт самосохранения. Любая война, по сути, изначально - это битва людей за еду. Одни её хотят отнять, другие - защищают. Потому что все люди любят есть еду. Именно поэтому так пробуксовывают всякие модные диеты - отказаться от шоколадки ради некоей тонкой талии? Смешно. Вот в пользу йоги - таки да. Но тут требуется работа над собой, это уже иной уровень сознания. Чтобы похудеть, нужна Цель с большой буквы «Ц», например, восстановление здоровья. Потому что вкусная еда сама собой заманивает на всех углах, лукаво подмигивает из холодильника и завлекает рекламными плакатами... Так вот, по поводу еды и застолья в СССР. Я тут недавно прочла, что, оказывается, советские люди так стремились набить свои холодильники потому что во-первых, постоянно думали, что завтра - война и всё разом кончится, а во-вторых, от личного бескультурья. Мол, порядочные-то люди кушали бланманже один раз в три дня, а в остальные дни писали стихи или создавали декабристские общества. Ну, типа, всех носителей утончённого потребления расстреляли или выгнали в Париж, а оставшаяся кухарка ничего, кроме, как навернуть, не умела. Вот она и наворачивала. Ну, и мы тоже не отстаём.
На самом деле, всё не так. Дело в том, что полный холодильник (погреб, закрома) - это нормальная психология сельского жителя, будь то пахарь или его барин. А если Вы помните, то в 1920-1930-е годы наши города очень быстро заполнились деревенскими жителями.
Вместе со своим скарбом, они привозили и свою психологию. Таким образом, если в обществе преобладает психология сельского жителя (даже, если его потомки ловят нейтрино в каком-нибудь закрытом НИИ), то и культ полного холодильника будет считаться нормой. Кстати, о нейтрино... В 1960-е годы, как раз, интерес к застольям и вообще к кулинарии резко пошёл на спад. И вовсе не потому что еды стало совсем мало и в моду вошла худоба. Хотя, последнее всё же имело место. Культура шестидесятников - это культура урбанизма, отказа от сельских привычек, это некая подготовка к пительным смесям и витаминным пилюлям Будущего. К тому же, в 1960-е годы бренное как-то измельчало рядом с высоким. Даже кафешки сделались не то, чтобы неуютными, но какими-то холодноватыми. Исчезли драпировки, зеркала, лепнина. Их заменили тонконогие столики, за которыми тонконогие же девочки выпивали свою чашечку кофе, чтобы оставшиеся три часа проболтать о Ремарке с кибернетикой. В стекляшках 1960-х не хотелось наедаться, в них попросту нельзя было наедаться.
Однако в эпоху Застоя всё изменилось - идеи превратились в мифы, а еда осталась едой. 1970-е - начало 1980-х прошли под знаком застолий - пышных и не очень, утончённых и поражавших своей безвкусицей. В Перестроечную эпоху какой-то юморист даже отпустил шутку, что то была эпоха Застолья. Поскольку в стране был дефицит некоторых товаров и продуктов питания, то очередь за колбасой сделалась одним из символов времени. Сервелат, салями, баночная ветчина - эти слова были неким эквивалентом личного достатка. Всё это активно доставалось к празднику и торжественно выставлялось на стол. Причём, к началу 1980-х культ дефицитной еды достиг своего апогея. Помните популярную кинокартину «Блондинка за углом», где героиня Т.Догилевой достаёт из своей сумки невиданную пищу? Как сказочная фея, она одаривает оголодавшее семейство всеми этими дефицитными вкусностями. «Ой, это и есть те самые солёные орешки?» Авторы фильма, конечно же, обличают бездуховных едоков, но делают это как-то не вполне убедительно. На самом деле, много из того, что мы тогда хотели попробовать (вроде импортного мороженого), на поверку оказалось невкусной дрянью. Да и баночную ветчину сейчас никто не хватает, так и стоит на полках. Как интересно повернулась жизнь. В те годы морская капуста считалась невообразимым отстоем, наравне с бычками в томате и завтраком туриста, а сейчас это вполне уважаемое кушание из рациона фитнессующих барышень.
У советских застолий было много традиций. Поэтому наш Новый Год до сих пор пахнет мандаринами! Королевой стола была, конечно же, чёрная икра. Или вот, например, салат Оливье. У нас дома его делали с курицей и не признавали колбасы, в других домах полагали, что можно обойтись «Докторской» колбаской. И обязательный баночный горошек. Венгерский. Другим хитом была сельдь под шубой. Непременным атрибутом застолья была запечёная в духовке курица или утка, которую можно было красиво обложить обжаренной картошкой и посыпать зеленью. На стол ставились дачные соленья. Для небольшого пикника годились яйца под майонезом, запечённые бутерброды с сыром. Вообще, к майонезу в СССР было какое-то особое отношение. Поговаривали, что с ним (как и с кетчупом) можно съесть всё, что угодно. Тогда майонез продавался в стеклянных баночках. Их не выбрасывали и потом использовали под разные нужды. Например, в неё можно было закрыть земляничное вареньице. Маленькое - в маленьком. Очень важно было купить для застолья газировку. После 1980 года хитом сделалась Pepsi-Cola или Fanta. Я ещё очень любила «Тархун» и «Саяны». Важен был и тортик. Тогда очень круто считалось прикупить «Чародейку», а ещё лучше - «Птичье молоко». Он был не только вкусным, но и дефицитным, поэтому за ним надо было ещё и поохотиться.
Также очень ценились торты «Прага», песочный «Ленинградский». Я обожала пирожные «Мокко» - лёгкие, воздушные. Но многие обходились «Подарочным» или другим бисквитным, вроде «Сказки». Мне очень нравился, например, торт «Ночка». Помню, был очень вкусным и торт «Полет» - хрустящие воздушно-ореховые коржи, прослоенные сливочным кремом. Поверхность украшена безе. Так-то! В обычные дни люди питались, конечно же, попроще. Всё самое вкусное оставлялось для праздника. Но и в повседневной жизни было много приятного. Например, сосиски с зелёным горошком или макароны по-флотски. Женщины много времени проводили у плиты. И опять-таки не в силу того, что были обязаны из добытой в боях косточки без мяса сварить кое-какой супчик. А в силу всё того же неистребимого крестьянского мировоззрения. К полуфабрикатам относились с предубеждением, взять салат в кулинарии считалось дурным тоном. Покупные котлеты или биточки (которые, кстати, были очень вкусными, хотя и...хлебными) покупали для затраков, чтобы не возиться. Многие любили жареную картошку и вообще - картошку. Она была настоящим хитом, так сказать королевой полей (в отличие от кукурузы). К примеру, печёная картошка считалась не только и не столько едой, сколько символом походной жизни или подросткового дачного отдыха.
Символом взрослого отдыха были неизменные шашлыки. Тот факт, что сделать нормальный шашлык может один человек из сотни, никогда никого не останавливало. Поесть (пусть и неудачного) шашлыка под пиво - какая прелесть! А там ещё и лучок имеется! Кстати, меня всё моё детство заставляли есть суп, а его не хотела. Никакой. Кстати, и до сих пор не ем супы и всё в порядке. Видимо, это миф об их непременной нужности для желудка. А многие люди, кстати, не заморачивалсь и питались пельменями... Помню, как в юности я призналась одной приятельнице, что не умею варить суп. Она вытаращилась и спросила: «А что тут уметь? Обжариваешь лук, варишь картошку, а потом во всё это кидаешь консервированную горбушу» Но всё-таки большинство хозяек варили суп несколько иначе... Многие женщины умели печь блины, а некоторые даже и пироги. Те, у кого были дачные участки, каждый год закрывали банки с огурцами, помидорами, с вареньем, а некоторые даже и с грибами. Но это было опасно всяким ботулизмом... Кстати, большинство людей тогда неправильно питались. И мы тоже. Кефир, который безуспешно рекламировал Весельчак У в известном блокбастере, спокойно стоял в молочном отделе, пока люди затоваривались салямями у знакомой продавщицы...