Как часть духовных практик культура чаепития существовала с самого изначального периода появления чая. Даосы – отшельники, пестовавшие “пилюлю бессмертия”, считали чай обязательным компонентом. С распространением буддийского учения чай начал свое завоевание мира. В 729 г. чай попал в Японию, где к нему стали сразу относится как к драгоценности. Чай преподнесли в подарок японскому императору Шэн Ву Тану (звучание имени китайское, японское имя не известно) монахи из Китая, которых призвали для изучения дзэнского канона. Император сразу же проникся любовью к чаю, по одной из версий, потому, что монахи чаем избавили его сына от пристрастия к алкоголю, и тут же послал подданных монахов учиться сажать чай. В 1091 дзэнский наставник Ин Си из Китая принес саженцы чая, посадил их в уезде Фу-Ган и всячески пропагандировал пользу от употребления чая.
В записках о "Питании жизни через питье чая" он называет чай "великой милостью" и "даром небес". Кроме того, он отмечает, что чай играет большую роль в продлении жизни и достижении долголетия. Ин Си описал десять наиболее распространенных способов употребления чая. Он также ввел четыре образа в чайную церемонию: мир, почтительность, чистота и покой, чем и заложил основу "Тя До" - чайного пути в Японии. Обычай пить чай очень быстро распространился по всей Японии, при дворе, среди знати и среди простого народа.Затем - в 14 веке чай узнали в Корее.
В 17 веке чай попал в Индонезию и Индию. В 1606 г. некий голландский торговец сначала купил чай в Макао и отвез его в индонезийский город Гуалу, где продал товар и получил высокие прибыли. Другой голландский купец в 1684 г. вывез из Китая саженцы чая, которые ему удалось в конце концов привить на индонезийской земле. После чего Индонезия очень быстро стала одним из крупных мировых производителей чайного листа.
Что касается Индии, то там чай появился довольно поздно - около 1780 г. Англичане, узнав о чудесных свойствах китайского напитка, стали насаждать его культивирование в своих колониях. Так Ост-Индская кампания привезла саженцы чая и мастеров-чаеводов из Гуанчжоу, которые и занялись чайными плантациями вплоть до Бутана, в чем и преуспели.
В дальнейшем, после завоевания независимости, Индия вкладывала много сил в развитие чайного дела и очень быстро стала крупнейшим мировым производителем чая.
На острове Шри Ланка, издавна известном своим кофе, в 1871 г. болезнь листьев уничтожила большое количество кофейных плантаций. После чего там рискнули посадить чай, и он прижился. Правительство всячески поощряло развитие чайного дела, и это привело к тому, что по количеству производства чая Шри Ланка занимает ныне второе место в мире.
Что касается нашей Родины, то в Россию впервые завез чай купец Иван Петров в 1567 г. Затем в начале 17 века китайский посол преподнес чай в подарок императрице. Однако же, на Руси иноземные продукты приживались вообще довольно трудно, поэтому чай русские бояре не поняли. Кроме того, в 18 веке Петр стал активно проводить аксидентальную политику кофе. И только лишь в 19 веке царское правительство оценило возможности производства чая и в 1833 году направило делегацию в Китай с целью закупки саженцев и найма специалистов. Чай был включен Столыпиным в его реформы России как инструмент борьбы с пьянством и его последствиями. По этой программе по всей стране и особенно в крупных промышленных центрах открывались чайные, которые работали с 5 утра и до поздна и были освобождены от налогов, тогда как рюмочным не разрешалось открываться раньше 7 утра, и налогами они облагались в полном объеме. Противоалкогольные свойства чая были известны и англичанам, и голландцам, но нигде кроме России не вылились в государственную программу. Однако же в силу известных исторических событий, только после Второй Мировой войны в России началось планомерное производство чая.
После того, как Англия потеряла свою власть в Индии, она стала развивать чайное дело в Северной Африке, а точнее - в Кении. И сейчас кенийский чай быстро набирает очки на международном рынке.
В век высоких скоростей и автоматических технологий, обычай чаепития распространился в 150 стран мира. Причем, более 50 стран являются производителями чайного листа, и около 100 - импортерами. Естественно, что с таким экстенсивным распространением чая по миру, культура употребления этого волшебного напитка во многом утеряна и профанирована. Мы же стараемся вернуть чаю терапевтическую силу его "духа" и изысканный вкус его "тела". Ведь чай как ритуальный продукт, как ритуальный способ проживания времени способен дать нам то, чего нам так заметно не хватает: мир, почтительность, чистоту и покой.