Искрящийся напиток, символ Нового года, счастья, веселья и радости, появился в XVII веке совершенно случайно! Виной всему была погода, из-за которой вино, производимое в провинции Шампань и поставляемое в Париж, быстро портилось. Непроданные бутыли складировались в подвалах. Спустя годы, извлекая их «на свет божий», виноделы удивлялись необычному вкусу и пузырькам, играющим в них. Однако установить причину столь необычных изменений в качестве вина удалось не сразу. Сделать это посчастливилось 30-летнему бенедектинскому монаху Пьеру Периньону, который в 1670 году занимал место заведующего винодельческими подвалами Отвильерского аббатства. Для того, чтобы путем бесконечных экспериментов открыть секрет производства шампанского, монаху пришлось взорвать в огромное количество винных бочек… Но игра стоила свеч! Главной заслугой Пьера Периньона было открытие купажирования — производства игристого вина из разных сортов винограда или вин разных годов производства. Он же придумал разливать шампанское в небольшие бутылки и закупоривать их пробковым деревом; нашел способ осветлять вино, не переливая его в новые бутылки. Этот секрет, к сожалению, в дальнейшем был утерян.
«Пусть пьют, они потом заплатят!»
Эту фразу, ставшую знаменитой, в далеком 1815 году произнесла Николь Барбе Понсардэн, более известная как вдова Клико. Русские войска, после разгрома наполеоновской армии добравшиеся до Парижа, естественно, не могли оставить без внимания винные погреба. На широкую ногу отмечая свою победу, солдаты и офицеры не спешили расплачиваться за выпитое вино. Но, вскоре вернувшись на родину, они заскучали по волшебному напитку… Вот тогда-то и был отправлен в путь корабль «Добрые намерения», который вдова Клико снарядила с далеко идущими планами. На борту его было 10 тысяч бутылок шампанского. Русским действительно пришлось заплатить за вино, принятое в России на ура… Небольшой якорь на этикетке бутылок «Вдовы Клико» до сих пор служит напоминанием о тех днях, когда Россия, победившая Наполеона, была очарована шампанским, и о женщине, которую современники называли Grande Dame de la Champagne.
Судьба ее во многом удивительна. Выйдя в 1798 году замуж за Франсуа Клико, сына основателя дома Клико, Николь уже через два года осталась вдовой. На ее месте любая другая наняла бы для ведения дел управляющего, но характер вдовы Клико был не таков. Всю свою долгую жизнь неустанно следуя девизу Дома Клико: «Только качество. Высочайшее!», мадам Клико вошла в историю как основательница метода «рюмаж», благодаря которому в течение трех месяцев шампанское становится полностью прозрачным, избавляясь от осадка. И по сей день рюмаж используется для осветления игристых вин во всем мире.
В наше время компания «Вдова Клико» (Veuve Clicquot Ponsardin) – одна из самых крупных винодельческих фирм Шампани. Она владеет 382 га виноградников в коммунах Гран Крю и Премье Крю, 24 км погребов, поместьем Manoir de Verzy и частной резиденцией Hotel du Marc. Шампанское «Вдова Клико» еще раз подтвердило свой статус одного из самых престижных брендов мира, когда в 1986 году Veuve Clicquot Ponsardin вошла в состав французского холдинга Louis Vuitton, специализирующегося на производстве товаров класса люкс.
Визитная карточка дома Клико — это шампанское Veuve Clicquot Ponsardin Brut GB. Однажды отведав этого изумительного напитка, забыть его уже невозможно. Сложный и неповторимый букет фруктовых оттенков соединяется в нем с ароматами ванили и изюма.
Только лучшее
Шампанское Dom Perignon, выпущенное в 1936 году шампанским домом Moet & Chandon и названное в честь своего создателя, стало одним из первых в истории напитков класса люкс. Оно остается таковым и по сей день. К примеру, в феврале 2008 года в Лондоне бокал «Дом Периньон» из коллекции 1995 года можно было отведать за 60 фунтов стерлингов, а «Дом Периньон» коллекции 1975-го стоил целых 250 фунтов.
Впрочем, шампанское как предмет роскоши высоко котировалось еще в середине XVIII века. Мадам Помпадур с удовольствием снабжала двор Людовика XV любимым ею шампанским «Моет Шандон» (Moet & Chandon). «В выборе вина не уподобляйтесь лакеям и пейте то, что рекомендую я!» — эти слова знаменитой фаворитки французского короля определили пристрастия целой эпохи. Впоследствии «Моет Шандон» стало любимым шампанским Наполеона Бонапарта и приобрело широкую популярность не только во Франции, но и далеко за ее пределами. Вплоть до наших дней «Моет Шандон» остается на пике моды, производя элитное эксклюзивное шампанское.
Цимлянское – это по-нашему!
В России игристые вина начали производить в середине XVIII века в донской станице Цимлянской. Природные условия здесь были аналогичны тем, что так благоприятствовали появлению игристого вина в Шампани. Но в связи с Крымской войной в середине XIX века все заводы по производству шампанских вин были закрыты, описания технологии их создания утрачены. Заслуга восстановления производства российского шампанского принадлежит князю Льву Голицыну. В 1900 году на промышленной выставке в Париже созданное им шампанское «Новый свет» эксперты единогласно признали лучшим в мире. Начав производство шампанского в Судаке, Голицын вскоре перенес его в более подходящее место неподалеку от Новороссийска — Абрау-Дюрсо. Именно здесь и началась позже эра «Советского шампанского», на многие десятилетия ставшего неизменным гостем новогоднего застолья…