Секта – религиозное течение (община), отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее.
«Толковый словарь русского языка»
С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова Само понятие «секта» не имеет четкого определения. Так, согласно словарю Ожегова, католицизм может быть признан сектантским движением внутри христианства. Само же христианство выросло из еврейской традиции и в среде, в которой утвердился иудаизм, т.е. являлось в начале религией меньшинства. Пока христианство пребывало в виде течения внутри иудаизма, оно именовалось сектой, а его последователи – сектантами. Для еврейской общины эти люди казались отступниками от истинной веры и подвергались всяческим гонениям.
Только с приходом к власти в Риме императора Константина Великого (285-337гг) христианство утвердилось как религия Римской империи. Существующие мировые религии неоднократно переживали внутренний раскол: идейное размежевание в 1054г. православной и римско-католической церквей, движение старообрядцев в России, Реформация Католической церкви в 1517г., когда Лютер прибил свои 95 тезисов к воротам в Виттенберге и была отменена система индульгенций – продажи отпущения грехов за деньги. Англиканская церковь изначально тоже считалась не более как еретическим вызовом Риму английской королевы Елизаветы. Древо религий – древо духовной мысли человека и свидетельство его духовного поиска извечных истин о добре, любви, честности, свободе, поиска смысла своего существования и определения предназначения.
В конце концов, открытия в науке, которые еще в 19 веке признавались ересью, а ученые, их сделавшие, нарекались прислужниками нечистого, благополучно используются нами, людьми современными, а также служителями церкви. Большое начинается с малого. Но где та грань, за которой заканчивается искреннее стремление последователей того или иного вероучения обрести духовные смыслы, а начинается откровенная вербовка паствы с целью вымогательства денег, приобретения влияния в социальной сфере и «зомбирования» психики?
Какую задачу ставит автор в этой статье? Безусловно, не объявить новую компанию «охоты на ведьм», а объяснить, какую пользу и какую опасность может представлять общение с сектантами, а также дать советы, каким образом устоять перед попытками вовлечения в секты и как уберечь от подобной опасности своих детей и близких.
Люди инстинктивно стремятся объединяться в группы. Потому что группа перед одиночным существованием имеет ряд преимуществ, особенно во время опасности, внешней угрозы и в кризисной ситуации. Здесь нас эмоционально поддерживают, любят, одобряют, признают. Но часто это создается искусственно. Человек, вступая в группу, избавляется от стресса. Отдаляясь от группы, человек начинает чувствовать себя несчастным. Это порождает деление на «своих» и «чужих». И сопровождается ярко выраженным высокомерием по отношению к «чужим».
Условия для повышенной внушаемости:
• Человек почти лишен социальной поддержки
• Человек находится в состоянии усталости, болезни, недосыпания, недоедания
• Прежняя информация, которой он располагает, скудна и бессистемна
• Его возможности ниже уровня его проблем
• Его самооценка понижена
В психологии принят тезис, что «Влияние или кодирование возможно только в случае, если объект воздействия уже содержит в себе хоть какой-то элемент, готовый воспринять и принять это влияние. И наоборот, если система восприятия объекта нейтральна по отношению к направленному на него влиянию, то она отторгается, а потому не усваивается и не программируется». По сути, невозможно воздействовать на то, чего нет.
Что отличает опасное сектантское движение от обычного сообщества единомышленников?
1.Религии сохраняют приверженность своей традиции и обрядовой мистике. Секты такой традиции не имеют. Их создатели эксплуатируют идеи, сюжеты, представления разных религий, искусственно соединяя их в ткань нового учения. Содержание этих учений зависит от личности создателя нового культя, его фантазии, целей и уровня образованности. Причем, чем экзотичнее содержание, тем привлекательнее якобы становится «новое учение», разрешающее все проблемы бытия.
Выход: образование!!! Создание именно духовного образования, чтобы детям еще в школе на понятном для них языке преподавали историю религии вообще, и отдельных религиозных направлений в частности. Тогда встреча с представителями сектантских движений станет для молодых людей не столько опасностью, сколько возможностью испытать себя в искусстве спора с людьми менее информированными, но более убежденными в своей правоте. Автор данной статьи ежегодно проводит информационные и практические семинары, где читаются лекции об истории религии, различных направлениях и течениях, чтобы как можно большее количество людей могло чувствовать себя уверенно и безопасно при столкновении с приверженцами того или иного культа.
2.Для секты характерна практика поклонения живому богу, т.е. создателю «новой религии». Причем типично самообожествление, провозглашение себя Вторым Христом, «царицей небесной, Матерью Божьей и т.д.
Выход: внимательность! Если вы слышите от самого ведущего, лидера или его последователей слова, что он (она) призван Высшей силой, назначен Богом на этот пост, насторожитесь. У человека может быть стремление идти по духовному пути, он действительно может чувствовать присутствие чего-то большего рядом, некой силы – хранящей и направляющей, но только гордыня заставляет человека наделять себя правом судить и миловать. Потому что все мы люди, и не в нашей компетенции осуществлять суд божий.
3.Активное миссионерство – главная и типичная черта секты. В каждом культе разработана и функционирует своя система привлечения, представляющая собой тонкий механизм психологической обработки, красочно оформленную рекламу, бесплатную раздачу специальной литературы и т.д. Пропаганда культа является не столько желательной, сколько обязательной для последователей (в некоторых организациях даже ведется учет, сколько адептов привлек новобранец за прошедшую неделю, выполнил ли норму). Э. Цветков в одной из своих книг поставил вопрос: почему далеко не все, посетившие проповедь или первую лекцию вовлечения хотят пополнить ряды нового духовного течения? Многие оставляют эту информацию в своей памяти как нечто забавное. Но есть и те, кто остается и посвящает себя служению. Чем отличаются эти две группы? У второй группы есть подспудное, неосознаваемое желание, чтобы ими руководили, их направляли, т.е. зомбировали. У известного психолога Э. Берна это описано так: «Мужчина, который жаждет, чтобы на него наступали высокими каблучками, рано или поздно встречает женщину, которая всю жизнь спит и грезит, на кого бы наступить каблучком». По сути эта же ситуация наблюдается в рекламе: потребителя заваливают рекламными объявлениями и призывами, но он волен сам выбирать, какой пастой чистить зубы.
Выход:если вы побывали на какой-либо образовательной программе, вам понравилось и вы от чистого сердца хотите поделиться этой возможностью с близкими и друзьями – делитесь! В этом нет ничего опасного. А вот если вас обязывают это делать – пора задуматься. Реклама из уст в уста – дело сугубо добровольное, а не обязательное. Даже во имя Бога. Он уж точно не прибегал к насильственным методам саморекламы.
4.Содержание учений сект претендует на обладание абсолютной истиной в познании мира, человека и путей разрешения всех проблем бытия и главной из них – обретения бессмертия.
Выход: Всякий, претендующий на истинность, рискует показаться однобоким фанатиком. Принцип относительности Эйнштейна еще никто не оспорил. Истина многомерна и многогранна. А если вы сами тяготеете к однозначным ответам и простым решениям, может, вы просто ленитесь думать или боитесь встретиться лицом к лицу с собственной ограниченностью? Оглянитесь! Мир – это единство непохожих, где из осколков мнений, взглядов, убеждений и возникает удивительная картина гармонии и целостности.
5.Агрессивно-эффективная продуманная система воздействия делает сознание человека более узким. Наверняка вы встречали юношей и девушек в метро или в своем подъезде, которые по-человечески уже не разговаривают, а по поводу и без повода сыплют библейскими изречениями? В этот момент так и хочется, чтобы в глазах молодых людей промелькнул хоть какой-то остаток разумной критичности. И хочется поговорить о духовном, только с кем? Души за стеклянными глазами уже нет.
Выход:Поддерживайте себя в хорошей физической форме! Так просто? Да. В пониженном тонусе вы более внушаемы и не способны отбить атаку новоиспеченных сектантов. И не стоит забывать о психологической тренировке – повышать уровень осознанности, внимательности. Недаром известный ученый Гурджиев называл большую часть человечества «машинами» или «спящими». Пора просыпаться!!!
6.Изоляция от «враждебной» социальной среды. Часто здесь указывается направление – отречение от дома, от семьи, от друзей, от учебы, от работы. Навязывается миф о необходимости аскетичной жизни, отречение от материальных благ и достижений прогресса, разрушение ценности участия в активной социальной жизни и т.д.
Выход: Секта – это бизнес, поэтому туда пытаются привлечь квалифицированных специалистов, которые в дальнейшем возглавляют различные службы, успешно ведут дела, не получая при этом вознаграждения за свой труд. Бойтесь тех «учителей», кто говорит о ненужности родовых уз. Род – это наша сила, уверенность, поддержка. Недаром мы инстинктивно еще детьми стремимся узнать о наших предшественниках. Восстанавливайте утерянные связи, принимайте своих родителей и детей, благодарите старшее поколение за подаренную жизнь. И еще, деньги и карьера, конечно, не главное. Они не принесут нам ощущения счастья. Но они создают комфорт в жизни и дают возможности для помощи нашим близким в это нелегкое время. Зачем же так кардинально от них отказываться?
7.Побуждение к самоуничижению. В сектах людей постоянно заставляют чувствовать свою ничтожность, греховность, вину, искать в себе грязь и пытаться искупить все это жертвами в пользу общины, неоплачиваемым трудом и поклонением лидеру.
Выход: Вспомните, что человек сотворен по образу и подобию. Если вам внушают страх или вину, вами хотят манипулировать. Не нужно позволять кому-либо утверждать, что вы – человек второго сорта. Вы – ЧЕЛОВЕК, имеющий право на действие, а, значит, на ошибку. Это – наш жизненный опыт, наша мудрость, а не вина. Делайте, ошибайтесь, исправляйте и снова делайте, потому что у нас есть величайший божественный дар – Свобода воли. И пусть у вас хватит воли сохранить эту свободу!
Качанова Наталья
Кандидат психологических наук