В Европе недовольны тем, что граждане не болеют и живут слишком долго Голландский институт здоровья опубликовал сенсационное исследование. Оказывается, больные люди чрезвычайно выгодны для экономики развитых стран. Чем? А тем, что живут меньше. Те, кто курит и страдает избыточным весом, работают не хуже своих спортивных коллег, но когда приходит время пенсии, раньше умирают. Здоровяков же приходится лечить лет до 90 и тратить на них огромные деньги. К счастью, голландцы пока не призывают к массовому ожирению, но сам вывод о том, что старики - балласт для экономики, попахивает каннибализмом. Европа уже не знает, как сократить распухшие социальные расходы и выйти из кризиса. В России же другая проблема: как молодым дожить до старости.
Голландские ученые в течение нескольких лет наблюдали за тремя группами людей: тучными, курильщиками и здоровяками без вредных привычек. В результате выяснилось, что первые две категории обходятся экономике страны на $46-91 тыс. дешевле, чем последняя. Все дело в медицинских расходах. Если молодой курильщик, к примеру, заболеет раком легкого и быстро умрет, говорится в докладе, то на его лечение будет потрачено гораздо меньше средств, чем на медицинскую помощь человеку, который в активном возрасте не болел, но дожил до преклонных лет и начал страдать болезнью Альцгеймера. С этим недугом можно вполне прожить лет 15-20.
В лексиконе советского журналиста существовал термин - гнилой Запад. За годы либеральных реформ мы его уже успели подзабыть, но почему-то так и тянет извлечь его из недр памяти. И дело даже не в экономическом обосновании невыгодности больных и старых, а в том, что выводы голландцев не вызвали бурю протеста и негодования в цивилизованных странах. А ведь всего несколько лет назад аналогичное исследование об экономических аспектах курения, сделанное по заказу Philip Morris, стало настоящей бомбой, разорвавшей общественное сознание.
Табачники пытались доказать на примере Чехии, что затраты на лечение заболеваний, провоцируемых курением, совсем незначительны и с лихвой окупаются налогами от акцизов на сигареты. Чистая прибыль чешского бюджета от курения составила $147 млн. Правда, сокращение расходов происходило за счет преждевременной смерти курильщиков, которые живут в среднем на 4 года меньше обычных людей. Отличная экономия на пенсиях и социальных выплатах. Что тогда началось! Табачную компанию даже обвинили в том, что она чуть ли не предлагает усыплять людей старше пятидесяти для еще большей экономии.
Европа не прослезилась
Удивительно, что сейчас голландское исследование воспринимается общественностью без особых эмоций. Европейские газеты цитируют его, но не осуждают. Почему? Дело в том, что цивилизованная Европа, которая до этого строила развитой социализм, сейчас столкнулась с демографическими проблемами. Никто в середине прошлого века, когда там начали увеличивать пенсии, пособия и социальные выплаты, не мог предположить, что населению настолько понравится забота о нем, что оно перестанет активно воспроизводиться. И станет неохотно умирать.
Вот и происходит стремительное старение населения. Уже сейчас доля людей пенсионного возраста в Европе составляет более 15%. По прогнозам, к 2030 году будут все 25%. И всех их нужно содержать и лечить. Перед европейцем не стоит вопроса, кто же в старости стакан воды поднесет. Даже если он к тому времени останется на свете один как перст, проблему стакана решит медсестра. А чем ей платить?
- На систему здравоохранения европейских стран ложится колоссальная нагрузка, - говорит научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер. - Увеличение средней продолжительности жизни на один год обходится экономике в 1% ВВП. Большая часть средств - три четверти, - которые человек расходует на свое здоровье, приходится на последний год его жизни.
- Исследования показывают, что у половины молодых англичан есть шанс дожить до 100 лет, - продолжает господин Гонтмахер. - Можете представить, насколько возрастут расходы на здравоохранение, если большинство в последние лет 20-30 будет болеть.
- При этом в государстве, где повышается продолжительность жизни, число работающих граждан на пожилого пенсионера снижается, - добавляет директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
Вот и происходит не то чтобы смена ориентиров в социальной политике, но, мягко говоря, ее переосмысление. Во Франции мучительно пытаются повысить пенсионный возраст. В Скандинавских странах социальная защищенность, которой завидуют многие государства, достигается за счет огромных налогов.
Российский синдром
У нас все пока по-другому. Во многом по причине нашей экономической недоразвитости. С одной стороны, мы, пытаясь догнать западные страны, увеличиваем пенсии, пособия и расходы на социальную сферу. Пенсии растут куда быстрее, чем зарплаты. Но до Запада, каким бы он диким ни был, нам еще далеко. Если, к примеру, американец в среднем зарабатывает $6000, а на заслуженном отдыхе получает $2000, то у нас $550 и $150 соответственно. С другой стороны, мы пока щадим бизнес, даем ему возможность развиваться, поэтому у нас довольно умеренные по отношению к европейским странам налоги. Благо пока сверхдоходы позволяют.
И не нам пока думать о том, что делать со стариками и являются ли они для нас обузой. Мы хоть и выходим на пенсию примерно лет на пять раньше, чем жители других стран, продолжительность жизни у нас ниже. Среднестатистический мужчина в России живет примерно на 20 лет меньше, чем европеец. То есть до пенсии не дотягивает.
Но опыт Европы нам может быть очень полезным. Пока мы не достигли уровня ее экономического развития, нам нужно больше думать о демографической политике. Ведь, несмотря на рост рождаемости и снижение смертности, сокращение населения все равно продолжается. И что самое обидное, по словам Гонтмахера, очень высок уровень смертности среди молодых людей. Поэтому нам здоровая молодежь очень даже пригодится. Хотя бы для того, чтобы кормить стариков.