Что нас ждет за последней чертой - пустота, бессмертие души или, быть может, череда перевоплощений?
Несколько лет назад я готовила для газеты материал о реанимационном отделении Калининградской областной больницы, заведующий которым Владимир Затовка любил порассуждать о разного рода загадках жизни и смерти. По мнению опытного доктора, клиническая смерть - одна из загадок современной науки: возвращенные из этого состояния пациенты нередко уверяют, что якобы получают откуда-то таинственную информацию. "То, что душа существует и живет сложной, особой жизнью, для меня - непреложная истина", - философствовал реаниматолог. Доктор познакомил меня с одной из своих пациенток. В результате тяжелой аварии Ирина Лакоба почти месяц находилась в коме. "Вернулась" оттуда словно другим человеком. Женщина, 20 лет проработавшая инженером в НПО "Промрыболовство", вдруг заявила, что видит себя маленькой девочкой на берегу какой-то южной реки, и заговорила на странном языке (позже лингвисты с филфака калининградского университета пришли к заключению, что это - одно из наречий суахили). На суахили Ирина начала писать стихи и переводить их не только на русский, но и на английский и французский, которыми раньше не владела.
Но больше всего, по словам доктора, его поразило другое. В один из дней, когда Ирина еще находилась в коме, врач разговаривал с ее мужем. Беседа проходила в кабинете, находящемся на два этажа ниже палаты, где лежала пациентка. Когда женщина пришла в сознание, она слово в слово пересказала этот диалог и описала многое из того, что видеть и слышать просто не могла.
Американский врач-реаниматолог Раймонд Моуди написал пять книг о феномене "жизни после смерти" для того, чтобы попытаться убедить своих читателей: остановка сердца и отключение мозга - это не конец. Те, что вернулись из опасного путешествия в мир иной, не сговариваясь, рассказывали порой доктору истории, совпадающие до мелочей. Длинные коридоры, умершие родственники, которые приходили побеседовать с ними о новой жизни... Следом за Моуди исследованиями реинкарнации занялись немецкий биолог Ханц Крюгель, американский психолог Пол Куртц, российский психиатр из Твери Анатолий Калинин и его коллега из Томска Андрей Курчатов. Все они, сохраняя разную степень недоверия к феномену, приходят к однозначному выводу: что-то, не укладывающееся в рамки современных научных теорий, ТАМ есть.
Разумеется, такие выводы вызвали не только восторги. Нашлись и оппоненты. Наиболее авторитетный из них - известный американский психиатр Станислав Гроф. Он вводил пациентов, переживших опыт клинической смерти, в состояние гипноза и подвергал "допросу с пристрастием". В книге "Искушение потусторонним", написанной как своеобразный ответ Моуди, он делает неутешительные для многих выводы: тоннель - это вовсе не дорога на "тот свет", а подсознательные впечатления младенца, проходившего родовые пути. Яркий свет в конце - всего лишь акушерское помещение. Такие же тоннели, оказывается, видят все люди, погруженные в гипноз.
Другие критики Моуди - его земляки физиолог Джек Кован и нейробиолог Элизабет Кларк - приходят к выводу, что видение тоннеля продуцируется участками умирающей коры головного мозга, ведающими зрительными образами. Это связано с дефицитом поступающего в гибнущие клетки кислорода, из-за чего возникают так называемые волны возбуждения, имеющие вид концентрических кругов. Последняя мысль гаснущего сознания складывает их в некий тоннель. Все остальное - игра воображения и сновидения, испытанные в бессознательном состоянии. Так решили ученые-материалисты.
Однако их доводы не способны пролить свет на все вопросы. Например, почему тоннель и яркий свет умерших родственников и фигуру в белом видят люди, мозг которых уже не функционирует? Значит, эти образы не связаны с работой мозга и мысль - не результат его деятельности? Как, скажем, объяснить то, что многие "воскресшие" видят со стороны свое бездыханное тело, лежавшее на операционном столе или в реанимационной палате, других больных, врачей, слышат их разговоры? И этот феномен нельзя объяснить лишь нехваткой кислорода.
Голландский ученый Ван Ломмель, изучавший этот феномен на своих пациентах, отмечает: видения посещают умирающего в момент отключения центральной нервной системы. Значит, сознание - не функция мозга. У одного из его подопечных остановилось сердце. Врачи констатировали клиническую смерть. Пациенту ввели в гортань трубку для искусственной вентиляции легких. Для этого пришлось вынуть зубной протез. Через полтора часа сердце больного удалось "запустить". А через неделю больной пришел в сознание и потребовал назад свою вставную челюсть. Медперсонал не мог ее найти. Тогда он сам напомнил, куда ее положили... По его словам, он "видел" все это "сверху", паря над собственным телом. После чего, как и все "туристы в вечность", он отправился на свидание с родственниками и вспомнил свою жизнь до мельчайших деталей. Впереди уже маячил Светлый образ в белоснежных одеждах, когда раздался оглушительный удар: это забилось его сердце. Стало нестерпимо больно, и последнее, что услышал больной, был трубный голос сверху: "Еще не время. Вернись".
Москвичка Аннель Безьер утверждает, что умеет вспоминать прошлые жизни.
- Мне пришлось пережить огромный опыт перевоплощений, прежде чем я решилась издать книгу, - рассказала нам Аннель. - Я облекла ее в форму занимательного повествования о путешествиях в "сумерках памяти". Читатель должен поверить, что это не фантазии, а реальные переживания вечной души.
Оказывается, для того чтобы пережить опыт перевоплощения, необязательно умирать. Автору книги "Сумерки души" не довелось испытать серьезных проблем со здоровьем. Она признается: способность "закрывать глаза и видеть себя много лет назад" появилась у нее в далеком детстве. "Мне было два года, когда я впервые увидела себя мальчиком, косящим траву на барском лугу", - вспоминает она. Аннель точно не помнит, каким числом ограничивается ее опыт "смены тел", однако, если верить учению о карме, таких перевоплощений у каждого - тысячи, причем наша душа вовсе не обязана оказаться в человеческом теле. Она, в зависимости от кармических задач, может угодить и в панцирь колорадского жука, и в шкуру крысы.
Людей, якобы помнящих свои предыдущие жизни, оказывается, немало. Московский биофизик Андрей Астахов уже 20 лет собирает необычную коллекцию подобных свидетельств. Например, Ольга Кулешова из подмосковного Фряново отчетливо сознает, что до рождения 47 лет назад жила в Англии и была скрипачкой, до этого - в Индии, где служила в доме богатого вельможи. 200 лет назад она умудрилась побывать наложницей турецкого султана, а в средневековой Италии была учеником самого Микеланджело. Ольга с удовольствием демонстрирует умение рисовать в стиле своего учителя и познания в староитальянском, хотя, по собственным словам, никогда этому языку не обучалась. Впрочем, проверить, так ли это, вряд ли возможно.
Лев Михайлов из Тамбова - тот и вовсе "помнит", как участвовал в Куликовской битве, описывает свой короткий разговор с Пересветом и якобы может описать, как выглядел князь Дмитрий Донской. Наталья Короткова из Рязани уверена, что была той самой княжной, которую страстно любил Стенька Разин, и утверждает: она вовсе не погибла в пучине волжских вод, а стала женой бунтаря.
Доктор физико-математических наук, академик РАЕН, директор института теоретической и прикладной физики РАЕН Анатолий Акимов считает: "Реинкарнация получает множество косвенных подтверждений с незапамятных времен: описания перемещения души из одного тела в другое есть в древних исторических документах Вавилона, Египта, Африки и Китая. В Индии, где переселение душ является частью индуистской веры, таких фактов особенно много и сейчас: каждый год приходят десятки новых сообщений о детях, "вспомнивших" свои предыдущие жизни. Назвать все это мистификацией и обманом нельзя: во многих случаях речь идет о состояниях и переживаниях, которые действительно без "мистики" объяснить невозможно. Блестящий российский нейрофизиолог, академик РАН Наталья Бехтерева в книге воспоминаний рассказывает о том, как умерший муж приходил к ней для длительного и крайне важного разговора, в результате которого она получила ответы на некоторые мучившие ее вопросы. В отличие от миллионов людей, переживших подобный опыт, Наталья Петровна пытается анализировать явление с точки зрения науки о мозге и приходит к неожиданному для ученого выводу: сегодня мы пока не готовы дать объяснение этому феномену. О работе нашего мыслительного аппарата известно слишком мало... Что ж, подождем.
Лескова Наталия. Газета "Труд" №030 за 19.02.2005