Знаете, чем больше рассуждаешь о человеке, тем больше удивляешься парадоксальности его поведения. Простой пример. Он и она любят друг друга. Неожиданно она встречает другого, влюбляется и бросает первого своего возлюбленного. Как с точки зрения здравого смысла должен поступить мужчина? Правильно. Забыть предательницу, встретить другую и вместе с ней получать те же удовольствия, что и с первой подругой. Как поступает мужчина (сразу оговорюсь, не все. Но все же достаточный процент, чтобы не считать это явления из ряда вон выходящим или патологией)? Не может забыть любимую, сохнет по ней, терзает себя и предпринимает все мыслимые и немыслимые действия, чтобы ее вернуть. И часто безуспешно! А то и вовсе кончает жизнь самоубийством. Второй пример. Один человек поступил подло. Обманул или оболгал человека, предал любимую и т.д. – к сожалению примеров можно приводить великое множество. Второй человек узнал об этом. И публично, во всеуслышанье говорит, что тот подлец. Причем заметьте, от этого обличитель никакой материальной выгоды не имеет. Более того, он даже может здорово себе навредить. Например, если тот, кого он обличил – его непосредственный начальник (не имеется в виду тот случай, когда подчиненный изобличает начальника с целью занять его место).
И в первом и во втором примере, человек поступает иррационально, вопреки здравому смыслу. Но это на первый взгляд. Часто в действие вступает таинственный механизм природы, который, словно философский камень, превращающий железо в золото, оборачивает явную невыгоду в крупный успех. Покинутый влюбленный, «простимулированный» таким образом, пишет великолепную книгу, картину. Утраивает усилия и добивается значительных успехов в карьере. Обличитель становится известным общественным деятелем и т.д.
К таким неоднозначным, как сейчас модно говорить, обладающим двойственным эффектом мотивам поведения относится и чувство мести. Если этому чувству следовать, оно как и другое большое чувство – любовь, может вознести до небес, но может ввергнуть в пучину горя и страдания.
Простой пример. Два соседа. Дерево одного бросает тень на сад другого. Уговоры ни к чему не приводят. Темной, безлунной ночью обиженный, испытывая глубочайшее удовлетворение, выливает канистру соляной кислоты под ненавистное дерево. То, естественно, засыхает. Через неделю у мстителя в страшных муках сдыхает любимая собака. Еще через неделю у владельца уже засохшего дерева кто-то травит курей. Рассказывать дальше? Дай бог, чтобы дело не дошло до ружья, которое, как известно, стреляет в третьем акте. Итог: бессонница, нервотрепка и пышным цветом расцветает букет болезней. Остальные соседи втихомолку крутят палец у виска и жаждут продолжение банкета. Кто выиграл? Проиграли оба.
А вот другой пример, широко известный. Юношу Дантеса по оговору кидают в тюрьму. Там ему сведущий в житейских делах аббат Фариа легко показывает, кто виноват в его злоключениях. И жажда мести, именно она, помогает Дантесу выбраться из темницы, превратиться в графа Монте-Кристо и отомстить. "Самое большое удовольствие - это, спокойно выждав, раздавить врага, а потом выпить бокал хорошего вина" – это товарищ Сталин. А уж он в этом толк знал.
В том, что чувство мести занимает важное место в жизни человека, говорит тот факт, что оно относится к таким же базовым инстинктам, как пищевой, половой или инстинкт самосохранения, и перешло к нам от животных. Обиженный слон может годами помнит обиду и при удобном случае постарается растоптать обидчика. Ваша домашняя пушистая любимица масштабом поменьше. Поэтому растоптать она Вас не может, а вот написать в любимый тапок – всегда пожалуйста.
В одной из своих многочисленных книжек известный специалист в области человеческих взаимоотношений Дейл Карнеги коснулся темы мести. Глава книги, посвященная этому вопросу, так и называлась: «Стремление свести счеты обходится слишком дорого». Из названия ясно, что предлагает Карнеги. В общем его совет сводится к перефразированию известной библейской заповеди: «Тебя ударили по одной щеке, подставь другую». И, пожалуй, по житейскому Карнеги прав. В большинстве случаев месть – разрушающее чувство, приносящее больше вреда самому мстящему. Без удовлетворения чувства мести человек теряет аппетит, его мучает бессонница и т.д. Во-вторых, месть, как сильное чувство, часто перехлестывает разум, и ответ бывает неадекватен первичному поступку, из-за которого и разгорелся весь сыр-бор. Тебя обокрали, ты нашел вора и покалечил его или убил, соблазнили жену – убил соблазнителя. Поэтому чувству мести из-за мелких обид, я бы сказал, бытовых обид поддаваться не стоит. Будьте выше этого. В наш и так уж слишком беспокойный век, слишком часто мы даем друг другу поводы для обид. И мы сами себе отравляем существование. Пусть соседское дерево бросает тень на Ваш сад. Установите под ним стол и в знойный полдень пригласите соседа распить за ним с вами кувшинчик домашнего вина. В Библии говорится: «Лучше блюдо зелень и при ней любовь, нежели откормленный бык и при нем ненависть».
Но и еще раз но! Есть поступки, которые прощать нельзя. Даже не так. Есть смертные грехи, которые прощению не подлежат. И в таких случаях к слову месть добавляется другое – священная. Священная месть. Ибо в той же Библии сказано: «Ока за око, зуб за зуб». Убийство матери, отца, жены, сына прощению не подлежат. Мусульманин в таких случаях постарается на могиле убитого родственника зарезать убийцу. А труп кинуть на съедение собакам. И будет прав. Да, мы не мусульмане. И я не призываю, упаси боже, к кровной мести. Но найти убийцу и заставить наше правосудие (а это согласитесь, бывает иногда ох как трудно сделать) покарать его по всей строгости – это прямая обязанность человека. Ибо есть такое понятие как справедливость. И поступая так, Вы помогаете торжеству справедливости. И не только. Знаете, есть такая философская концепция, считающая, что жизнь человека – это то, что он о ней думает, что он ощущает. И если человека сильно обидели, унизили, оболгали, а он не может отомстить, то любой нормальный человек ощущает себя дерьмом. Или полностью, или частично, но дерьмом. Кто хочет быть дерьмом - два шага вперед и поднять руку.
Справедливость, достоинство, честь - ценности идеальные, существуют только в человеческом сознании. И месть человек совершает (в общем и как правило) из соображений идеальных, для души.
ИБО НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ.
Теперь немного вздохнем, переведем дух от этого эмоционального абзаца и попытаемся сделать некоторые практические выводы.
1. Бывают, так сказать, несколько видов мести – житейская (бытовая) и священная.
2. Бытовой мести поддаваться не стоит. Карнеги прав. Как сказал Шекспир: «Не слишком разжигайте печь для своих врагов, иначе Вы сгорите в ней сами».
3. Священная месть на то она и священная, чтобы ею следовать. Только следовать ею с холодной головой. «Холодная месть приятней всего на вкус» – гласит итальянская пословица. И при этом не приступать закон. Но в тоже время заставить правосудие обрушить всю мощь закона на голову виновного.
4. Месть, как чрезвычайно сильное чувство, может вознести, а может и раздавить.
5. "О, как сладка радость справедливой мести!" - поведал небу Спартак, заставив триста пар плененных патрициев драться и умирать на могиле убитого друга - так, как недавно дрались несчастные гладиаторы для развлечения этих самых патрициев. А кто из нас в детстве не зачитывался роман «Спартак» и не представлял себя на месте отважного гладиатора – вожака рабов.
Эта статья носит дискуссионный характер. Я уже так и слышу мощный ор голосов: «На дворе 21 век, все должно решаться цивилизованно, закон превыше всего» и т.д. На все это скажу одно. Да, мы должны придерживаться цивилизованных рамок. Мы не можем вызвать хама-начальника на дуэль, мы не можем закатить ему даже пощечину. Может поэтому у нас стало так много хамства? Чрезмерно зажатые цивилизованными рамками, со временем все больше и больше походящие на тиски, не смея самому ответить обидчику, мы мельчаем как люди. И уже не можем дать отпор представителям более молодых и менее цивилизованных наций, становящихся хозяевами жизни на нашей же земле.
А «Закон превыше всего» – первыми это воскликнули древние римляне, при этом добавив: «И пусть даже из-за этого рухнет мир». И что? И рухнули. Под торжествующие крики варваров.